Классификация нарушений слуха

Слуховой аппарат необходим человеку для того, чтобы общаться с людьми, учиться, работать и исполнять многие жизненно важные функции. При наличии проблем с восприятием звуков, человеку сложно общаться с людьми, при отсутствии слуха это становится невозможным и для того, чтобы иметь возможность вести диалог, необходимо либо использовать тетрадь и ручку или учиться немому языку. Нарушение слуха бывают по разным причинам и имеют разные классификации.

Нарушение фонематического слуха можно разделить на много видов и подвидов, классификаций и направлений, но все их будет учитывать врач при постановке диагноза.

Виды нарушения

Нарушение слуха называют тугоухостью, или полное отсутствие слуха. Определить точную причину возникновения отклонения можно с помощью аудиометрического обследования пациента, и некоторых других анализов. В слуховом аппарате выделяют два основных отдела , относительно слухового анализатора:

  1. Звукопроводящий – функция данного отдела передавать звук по ушному каналу до респираторной системы, доставить волны до звуковоспринимающего отдела.
  2. Звуковоспринимающий – трансформирует волны, доходящие извне, в нервные импульсы, тем самым обеспечивая человека определенной информацией.

Виды нарушения слуха можно выделить – нарушение звукопроводящего отдела, нарушение звуковоспринимающего отдела, нарушение комбинированного типа. Относительно этих типов нарушения врачи проводят исследования, которые помогают определить, в каком отделе слухового аппарата наблюдается патология или нарушение. Для этого проводят субъективные аудиометрические исследования, с помощью костно- и воздушно- проведенных сигналов у больного проверяют уровень слышимости. Благодаря проведенным исследованиям врачи могут определить, какой вид тугоухости, у больного и какой алгоритм лечения будет назначен.

Степени отклонения

Тугоухость различают по степени восприятия частот, в зависимости от высоты частот, которую может воспринимать слуховой аппарат, выделяют 4 степени нарушения слуха:

  1. Нарушение слуха первой степени характеризуется небольшим снижением слуха, звуковой порог восприятия больного -26-40 Дб. Если больному шептать на расстоянии 3-х метров и ближе, то он услышит шепот, если отойти на большее расстояние, то нет. Относительно речи, то ее больной будет разбирать на расстоянии 5-6 метров и ближе.
  2. Вторая степень.Нарушение слуха характерно плохим слухом, при котором различать речь можно на расстоянии 4-х метров, а шепот только с 1-го метра, на большем расстоянии больной не будет понимать сказанные предложения, возможно будет слышать отдельные слова. Звуковой порог восприятия – 41-56 Дб.
  3. Третья степень уже имеет осложнения, при которых больной уже не понимает шепот, не слышит его, а громкую, внятную речь сможет понять только с расстояния 2-х метров и ближе. Звуковой порог восприятия на третьей степени нарушения достигает – 57-71 Дб.
  4. Тяжелая степень заболевания – четвертая, данный этап завершающий, больной уже не понимает окружающей среды, с расстояния 1-го метра, громкую внятную речь он воспринимает как шепот, но не разбирает слов. Звуковой порог – 72-91 Дб.

Классификация отклонений

Выделяют 5 классификаций нарушения слуха:

  1. Сенсорный тип – в связи с тем, что прием и передача звуковых импульсов в головной мозг происходит в среднем ухе, то эта классификация нарушений слуха локализируется в среднем ухе, причиной появления является прослушивание громкой музыки, особенно тяжелая музыка, а также врожденные патологии. Этому типу характерна дисфункция волосковых клеток и улитки внутреннего уха.
  2. Центральный или невральный тип – неспособность мозга правильно воспринимать и обрабатывать звуковые сигналы, поступающие в слуховые центры, через нервные волокна. При наличии такого отклонения возможны звуковые галлюцинации.
  3. Нейросенсорные нарушения – вид тугоухости, который встречается чаще остальных. Нарушения или патология на уровне волосковых клеток, обработки электрических импульсов отделами головного мозга. Сенсоневральные нарушения слуха это патология нарушает правильную подачу звука.
  4. Кондуктивные нарушения слуха – данные нарушения появляется вследствие блокирования звукового сигнала на уровне звуковоспринимающего отдела слухового анализатора. Для него характерными являются воспалительные процессы в результате ушных пробок, грануляций, также дисфункция звукопроводящей системы слухового аппарата.
  5. Смешанный тип – нарушение фонематического слуха характеризуется патологией или повреждением органов слуха и равновесия, от наружного уха к внутреннему уху, влияя на восприятие звуков головным мозгом.

Нарушение фонематического слуха – это очень актуальная проблема в наши дни, не правильная работа слухового аппарата может проявиться у пожилых людей, молодых, детей и даже новорожденных. Но при своевременном диагностировании заболевания и правильном лечении, можно избежать серьезных осложнений в виде развития  – тотальной глухоты.

Тугоухость по времени проявления бывает 3 видов:

  • внезапная;
  • острая;
  • хроническая.

Внезапная тугоухость проявляется в случае заболевания инфекционного характера, в данном случае при неправильном лечении, применении противопоказанных препаратов или лечении травами могут появиться необратимые последствия. Острая тугоухость развивается в период времени от 24 часов до 5 суток, что приводит к сильному снижению слуха за прошедшее время. О хронической тугоухости можно сказать, что наступает она постепенно и снижает слух на протяжении долгих месяцев, а иногда и нескольких лет.

Классификация детей с нарушением слуха:

  • глухие дети;
  • глухие дети без речи, глухонемые;
  • глухие дети, сохранившие речь, позднооглохшие;
  • слабослышащие дети, тугоухие.

Этим детям особо сложно учиться писать, читать и говорить. Это стойкие нарушения слуха, которые не могут быть корректированы.

Причины возникновения проблем со слухом

Человек может иметь нарушение фонематического слуха в результате действия факторов и причин, которые приводят к наследственной тугоухости или глухоте. Во время беременности девушке следует слушать рекомендации врача, ведь во время беременности на организм плода, на его развитие действуют многие факторы, которые могут привести к врожденным проблемам со слухом. Третий возможный вариант получения глухоты или тугоухости, в результате факторов и повреждений, такое нарушение фонематического слуха называют приобретенным недугом.

Разделяют нарушения слуха на 3 вида:

  • наследственные нарушения слуха;
  • врожденные нарушения слуха;
  • приобретенные нарушения слуха.

Наследственные нарушения слухового аппарата появляются в результате получения генетической мутации от родителей или при наличии тугоухости передающейся из поколения в поколение. Врожденные нарушения наблюдаются у больных, которые при рождении весели менее 1.500 грамм, недоношенные дети, если при беременности у плода наблюдалась кислородная недостаточность, остановка дыхания при рождении. Врожденные патологии слухового аппарата наблюдаются у детей когда:

  • при родах были получены травмы;
  • мать ребенка при беременности перенесла инфекционное заболевание;
  • мать ребенка принимала ототоксические препараты во время вынашивания плода;
  • мать ребенка страдала алкоголизмом.

Мнение, что если вышеперечисленные нарушения наблюдались при беременности, то ребенок обязательно будет больным, не правильное!

Приобретенные нарушения фонематического слуха проявляются по разным причинам, выделить следует лишь основные:

  • механические повреждения слухового аппарата;
  • перенесенные инфекционные заболевания;
  • хроническое воспаление уха;
  • перенесенные заболевания — бактериальный менингит и энцефалит;
  • перенесенная тяжелая форма кори или свинки;
  • химиотерапия;
  • применение некоторых препаратов.

В 30% случаев, когда человек терял слух или слуховая функция ухудшалась в работе, причину установить не удается. Знания медицины о слуховом аппарате велики, но их не достаточно, чтобы решить все проблемы тугоухости. Для того, чтобы не иметь проблем со слухом, необходимо придерживаться некоторых правил по уходу за ушной раковиной, слушать музыку на невысокой громкости и соблюдать правила профилактики.

Диагностика заболевания

Классификация нарушений слухаДля постановки диагноза необходимо провести диагностические мероприятия, такие как: отоскопия, пробы с камертоном, аудиометрия, импедансометрия (тимпаногметрия), томография. Диагностику проводит не один врач, а несколько – судоролог, аудиолог, оториноларинголог.

Судоролог проводит отоскопию – осмотр слухового аппарата на механические повреждения и патологические отклонения. Процедура безболезненна и проведение ее занимает немного времени.  Субъективные методы диагностики это – тотальная и речевая аудиометрия. К Объективным методам диагностики относятся – тимпаногметрия, регистрация отоакустической эмиссии, регистрация вызванных электрических потенциалов.

Лечение заболевания

Лечить любые нарушения работы слухового аппарата обязательно должен врач. Не правильная работа органов слуха лечиться с помощью следующих методов:

  1. Метод лечения с применением препаратов, которые обязательно должен назначить врач. Врач учитывает все тонкости заболевания больного и назначает только, те препараты, которые не нанесут вреда его здоровью и не отразятся негативно на его проблеме.
  2. Одним из методов лечения является слухопротезирование, то есть больному вставляют слуховой аппарат, это помогает скорректировать заболевание.
  3. Упражнения для речевого аппарата и слухового могут помочь в проблеме тугоухости.
  4. Существует несколько методов лечения недуга с применением судорологии и логопедов.
  5. Использование психоневролгического метода для нормализации психоэмоционального состояния ребенка.

Какой метод использовать для лечения решает ведущий врач, для этого он смотрит на результаты диагностики и в сложных случаях советуется с коллегами.

Если больной вовремя обращается за помощью к специалистам, то вероятность того, что недуг устранят, увеличивается. При первых симптомах следует обращаться к врачу.

Профилактика заболевания

Профилактические мероприятия заключаются в регулярном посещении врача, необходимо правильно чистить уши, остерегаться инфекционных заболеваний и простуды, не рекомендуется слушать громко музыку, особенно когда прослушивание проходит в наушниках. Самолечение простуды и инфекционных заболеваний опасно, использование народной медицины приветствуется, но при неправильном использовании рецептов и методов, можно усложнить состояние. Нарушение слуха может быть легким, но при отсутствии правильного лечения можно ухудшить состояние и получить серьезные осложнения.